Хлеб от чистого
сердца
Досье
Хачик Серижаевич
Унанян родился в Ереване. В Красноярском крае работает с 1983 года, в поселке
Бор – с 1987 года. Предпринимательскую деятельность ведет с 1994 года. Сейчас
является владельцем частной мини-пекарни, обеспечивает хлебом не только Бор, но
и соседние деревни и поселки.
Хачик Унанян родом из Армении. В середине 1980-х в
Красноярском крае оказался вполне «по-советски»: вначале, будучи студентом,
подрабатывал на стройках во время каникул, потом приезжал сюда на лето на
зароботки. А в 1987 году нашлась работа в Бору – в
экспедиционном РСУ.
Казалось бы, перспективная профессия, молодой, развивающийся
поселок. Вполне можно обосноваться здесь всерьез и надолго, неплохо
зарабатывать, строить карьеру… Перестройка и первые постсоветские годы многое
изменили. Оказалось, что мы теперь живем в разных государствах. На родине
Унаняна в то время тоже было тревожно, как и во многих бывших советских
республиках. Поэтому задержался здесь, на севере теперь уже другой страны.
Девяностые были не лучшим временем и для Бора: экспедиции
закрылись, и, кажется, сама жизнь в поселке замерла. Однако эти же годы стали
временем рождения российского бизнеса. Правда, в большинстве своемновоявленные
предприниматели мечтали не столько о прибыли, сколько о том, чтобы обрести
работу, прокормить себя и семью. Так случилось и с Хачиком Унаняном: после
потери работы решил открыть собственное дело. В 1994 году арендовал магазин,
привез в поселок оборудование для производства пельменей, аппарат для
изготовления мороженого. Сам его варил – молоко покупал у местных жителей. Взял
в банке кредит на развитие предприятия. И наверняка все получилось бы… если бы
оказался в другое время и в другом месте. В поселке зарплату людям не
выплачивали месяцами, продукты Унанян давал им под запись, а вернуть долг
смогли не все. Деньги стремительно обесценивались (да и у кого они тогда
были?), кто-то из поселка уехал, кто-то умер… У местных властей, признается
Хачик Серижаевич, в то время тоже поддержки не нашел. В общем, первая попытка
организовать свое дело оказалась не слишком удачной.
А хлеб… Хлеб вначале был, скорее, увлечением: первые буханки
Унанян пек в духовке и «по книжке» - в виде эксперимента. Тем более что свой
пекарь – предприниматель, поставлявший хлеб для продажи, - в поселке уже был.
Но лиха беда начало. Посоветовался с соседкой, которая раньше работала в
пекарне: она подсказывала, помогала, делилась профессиональными секретами. Потом
привез маленькую печь, стал выпекать по
10,20 буханок. Людям понравилось: хлеб уж больно вкусный! Хачик Серижаевич
рассказывает: тогдашний губернатор края Александр Лебедь, когда в Бор приезжал,
благодарил за хороший хлеб. И даже с собой в Красноярск несколько буханок
захватил – так понравилось.
И дело пошло. Нельзя сказать, что сразу все получалось легко
и просто. Приходилось и деньги перезанимать, чтобы с банком расчитываться, и муку
в то время в поселке было не достать, и с жильем проблем хватало. Но, как
говорится, все перемелится – мука будет. Купил домик, построил пекарню, из
которой теперь каждый день выходило по 250-300 кг хлеба. Причем хозяин пекарни –
одновременно сам себе и работник.
«Я все сам делаю: муку вожу, тесто ставлю, пеку, сам отвечаю
за качество хлеба, - рассказывает Унанян. –Потому его и покупают хорошо. И,
если надо, готов сутки напролет работать, чтобы обеспечить людей».
Правда, свободного времени теперь совсем нет. На родине, в
Армении, Хачик Серижаевич увлекался велогонками, был даже мастером спорта в
этом виде, - теперь об этом остается лишь вспоминать: все время съедает работа.
По этой же причине далек Унанян и от излюбленных «хобби» местных жителей – походов
в тайгу, охоты, рыбалки. А как иначе, если даже в воскресенье, которое вроде бы
и объявлено в пекарне официальным выходным днем, на вкусный хлеб обязательно
находятся заказчики-покупатели?
Хачик Унанян женился здесь же, в Бору. Дети – сын и дочь – уже школьники. Самые
родные люди – мама, брат, его жена и сын живут в Ереване. Приезжают в Бор в
гости, нравится им тут. Русская жена Унаняна постепенно выучилась готовить
национальные армянские блюда – в основном под руководством новых родственников.
И кажется, будто не было девяностых с их разделением людей на «своих» и «чужих»,
будто по-прежнему мы живем в однойстране…
А может, в хлебевсе дело? Ведь не зря же говорят, что вкус
его зависит от того, какой человек его выпекает, с добрым ли сердцем, с хорошим
ли настроением подходит к своему делу.
Хачик Унанян верит, что так оно и есть.
Источник: http://poselokbor.ucoz.ru/publ/istochniki_informacii/20 |