Ну а теперь представьте, каково коммунальщикам работать в поселке, который, хоть и невелик, вместил все послевоенные "архитектурные стили" - от изначально временных, но надолго подзадержавшихся ветхих бараков до многоквартирных благоустроенных домов. От "удобств во дворе" до современных коммуникаций... Насколько проблемным может оказаться подобный "разброс", подтвердит любой специалист. А в условиях Севера все эти трудности смело можно умножать на десять. Ведь здесь и ремонт старых коммуникаций нелегко провести, и "традиционные" электросети на Севере отнюдь не в порядке вещей - в основном дизельные станции светят и греют. А это создает целый комплекс проблем. Во-первых, финансирование: именно расходы на обеспечение жителей тепловой и электроэнергией составляют львиную долю (до 70%) всех затрат местных предприятий ЖКХ. И это притом, что до бесконечности поднимать оплату услуг для населения, разумеется не возможно. Как и до бесконечности рассчитывать на государственные дотации. Выходом могло бы стать обеспечение поселка топливом и электроэнергией за счет объектов, которые создаются или разрабатываются тут же, поблизости, в районе. Однако этого еще предстоит дождаться. А сейчас чаще всего получается так, что для борских коммунальщиков плановый, "косметический" ремонт оборачивается фактически работой с нуля, когда приходится коммунальные и инженерные сети не подновлять, а заново прокладывать. Да не просто прокладывать (так сказать, механически), а проявлять при этом творческий подход, инициативу; по полной программе использовать опыт и знания; работать и за бригаду бульдозеристов, и за исследовательский институт: искать оптимальные варианты выбора оборудования и его использования, сравнивать характеристики материалов, методы прокладки коммуникаций и т.д. Не слишком ли широкий размах деятельности для одного предприятия ЖКХ? Для этого - не особенно: за 20 лет существования компании приходилось выполнять самые разные функции. Это не только обслуживание жилья и социальных и производственных объектов (от детского сада до аэропорта) в разных населенных пунктах, но и пассажирские перевозки, и обеспечение жителей района топливом, и ремонт и содержание дорог, и организация завоза необходимых грузов. Да и перечень структурных подразделений предприятия впечатляет: цех деревообработки, речной флот, строительно-коммунальный и ремонтно-транспортный цеха; четыре котельные; две дизельные электростанции; центральный участок хранения ГСМ (сюда они завозятся по реке, а далее распределяются по всей подведомственной территории); центральный склад, принимающий грузы, пришедшие с "большой земли"; швейная мастерская, парикмахерская, банно-прачечный комплекс, гостиница... Так что все проблемы здесь давно привыкли решать комплексно и самостоятельно. Безусловно, большую роль в этом плане сыграло объединение нескольких поселковых предприятий в одно и приобретение Борских ЖКХ статуса филиала ОАО"Туруханскэнерго". Это вывело работу коммунальщиков на качественно иной уровень и существенно облегчило решение ряда проблем.